К началу XXI века в России осталась нерешенной важная социальная проблема - жилищная обеспеченность граждан. В настоящее время она усиливается благодаря росту численности населения в крупных городах, связанного с внутренней миграцией. Одним из путей увеличения объемов застройки, вариативности планировки и скорости строительства является применение популярного в западных странах металлостроительства. Для продвижения этой идеи 13 ноября, в рамках "Металл-Экспо'2014" было презентовано создание Ассоциации развития стального строительства (АРСС), которая объединит крупнейших производителей проката, металлоконструкций, архитекторов, научно-исследовательские и проектные институты, образовательные учреждения, девелоперов.

Эпоха массового применения стального каркаса началась в конце XIX века и была связана с процессом масштабной иммиграции в США. В российской практике применение металлоконструкций в гражданском строительстве сдерживалось стратегическом значением и дефицитом стали. В результате начавшееся после ВОВ массовое строительство в Советском Союзе было обеспечено за счет применения железобетона. В настоящее время Россия существенно отстает от развитых стран в плане применения стального каркаса при строительстве зданий.Как отметил генеральный директор АРСС Д. Еремеев, в Европе и США доля таких каркасов в многоэтажных зданиях составляет 50-70%, тогда как в России лишь 13%. При этом порядка 3/4 построек на стальном каркасе составляют промышленные, сельскохозяйственные и т.п. здания не гражданского назначения. В то же время в жилищном строительстве доля использования металлокаркасов составляет менее 5%.Основными причинами, сдерживающими развитие этого типа строительства являются отсутствие в нашей нормативной базе ряда современных решений, недостаток практики массового проектирования гражданских объектов с применением стальных каркасов, а также скептическое отношение инвесторов и потребителей.

В то же время применение металлокаркасов при строительстве зданий обладает рядом преимуществ для девелоперов: при сравнимой с традиционным монолит-бетоном себестоимости строительства, скорость возведения здания выше на 20-30%. Кроме того она обеспечивает фактически всесезонность (работы прекращаются при -38 0 С),компактность стройплощадки, разнообразие планировочных решений за счет отсутствия несущих стен.

Дополнительным преимуществом наращивания стального строительства является сформированная производственная база. В настоящее время Россия экспортирует 4,4 млн. тонн проката, применяемого при изготовлении металлоконструкций, что сопоставимо с общероссийским производством сварных стальных конструкций. В ближайшее время продолжится рост производства прокатного двутавра за счет выхода на проектную мощность рельсобалочного стана на ЧМК.

Д. Конин, зав. сектором высотных зданий и сооружений лаборатории металлических конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, рассказал о том, что в России уже успешно функционирует ряд зданий-примеров стального строительства. Из советского периода - это сталинские высотки, перекрытия вокзалов, Центр международной торговли. В истории современной России металлокаркасы успешно применялись при создании общежития Дальневосточного федерального университета на о. Русский, а также в ряде зданий комплекса Москва-Сити (башня на Набережной и Евразия).

Генеральный директор компании "Металл-Дон", А. Ларионов, рассказал о текущем состоянии на рынке металлоконструкций. За последние 10 лет его емкость выросла на четверть, до 4 млн. тонн. Этот рост был обеспечен за счет деятельности отечественных производителей - импорт за этот период вырос с 5 до 6%. Загруженность производителей металлоконструкций сильно различается по регионам страны - от 89% в Сибирском ФО до 60% в Северо-Западном ФО. Постоянное введение новых мощностей (за период 2011-2013 гг. было введено порядка 300 тыс. тонн), а также нестабильность на нефтяном и валютном рынках, по мнению докладчика, в 2014 г. приведут к снижению потребления металлоконструкций в стране.

Уже в ближайшее время деятельность Ассоциации приведет к первым результатам. Совместными усилиями будет создан 3-х летний план по улучшению нормативной базы, разработан новый ГОСТ на сортамент прокатных двутавров, выпущено пособие по строительству паркингов. Кроме того, члены Ассоциации примут участие в реализации ряда пилотных строительных проектов с применением металлокаркаса (жилые дома, детские сады, офисы, паркинги). В апреле 2015 г. ожидается проведение общероссийской конференции, связанной с темой металлостроительства.

В настоящее время журнал "Металлоснабжение и сбыт" создает специальный раздел в своем справочнике, посвященный производителям металлоконструкций.

Источник: www.metal-expo.ru

Сервис звонка с сайта RedConnect

Авторынок, г Москва